title-iconНаши новости
Фотосессия весной

Фотосессия весной

Новогодний интерьер

Новогодний интерьер

Скидки для именинника

Скидки для именинника

title-icon Контакты
Фотостудия "Алина"
+7(3812) 49-51-08 Евгений
+7(3812) 49-34-02 Данияр
Россия, Омск


Вступайте в нашу группу и вы не пропустите наши подарочные акции.

» » Режимы замера экспозиции

Режимы замера экспозиции

Режимы замера экспозиции

Много-много лет тому назад для измерения экспозиции сцены фотографы использовали специальный прибор - экспонометр, выполненный в виде отдельного устройства. Через время, систему замера экспозиции стали встраивать внутрь плёночных, а затем и цифровых камер. Но у всех встроенных экспонометров есть серьезная проблема - они могут измерить только отражённый от объекта свет. В силу того, что способность отражать свет у всех предметов различна, электроника камеры может лишь догадываться, какое реальное количество света падает на предмет. По этой же причине, экспонометры всех камер калиброваны на основе отражения света от 18%-й нейтрально-серой поверхности (поверхность, отражающая 18% падающего на нее света). Калибровка экспонометров, выходит за рамки этой статьи, поэтому лишь отмечу, что в случае наведения камеры на предмет, который имеет большую отражающую способность, чем 18%-й серый, экспонометр камеры ошибается в большую сторону, и наоборот.

Для получения точных значений экспопар, а, следовательно, и точного экспонирования кадра, фотограф должен знать, каким способом и в каком режиме работает замер экспозиции. Современные камеры предоставляют пользователю несколько способов замера экспозиции: центрально-взвешенный, матричный, частичный и точечный. Каждый из них работает, измеряя освещённость в различных областях кадра, усредняя, анализируя, придавая разный «вес» различным областям кадра. Рассмотрим каждый из них подробнее, на всех рисунках красным светом показана область экспозамера.

Центрально-взвешенный замер.
Это самый распространённый режим. Измерение экспозиции происходит практически по всей площади кадра, но чувствительность датчика плавно спадает от центральной зоны к краям кадра. Этот тип замера очень удобен, когда объект съемки находится в центре кадра. Экспозиция, полученная этим типом измерения хорошо предсказуема, и подходит для съемки в большинстве случаев. Однако, не стоит слепо верить центрально-взвешенному замеру. Он совершенно не подходит для измерения экспозиции при съемки, например, освещенного объекта в ночном ландшафте или портрета на фоне белой стены.

Матричный (оценочный, многозонный) замер.
Более «продвинутый» и сложный режим замера экспозиции. Принцип состоит в следующем. Кадр делится на несколько зон (их количество различно и варьируется в больших пределах), в каждой из которых происходит замер яркости света. После этого процессор камеры, на основании некоторых статистических алгоритмов подбирает экспозицию таким образом, чтобы как можно меньше деталей кадра остались недо- или пересвеченными. К примеру, если в кадре верхняя часть окажется значительно ярче нижней (что часто бывает при съемке пейзажей), при матричном замере недоэкспозиция нижней части кадра будет минимальна, насколько это возможно. Данный тип замера обеспечивает отличные результаты, но и он не лишен недостатков. Например, фотографируя ночные и вечерние сцены обычным явлением является наличие большого количества тёмных областей. Хитроумная электроника не может полностью заменить фотографа и не догадывается, что съемка идёт в ночное время, и кадр становится передержанным. Работа матричного замера сильно отличается у разных производителей камер, поэтому следует проверить, как этот режим ведет себя в различных сюжетах именно на вашей камере.

Точечный замер.
В этом режиме измеряется экспозиция очень небольшого участка кадра, приблизительно 1-5% от всей его площади, остальную площадь кадра камера не учитывает совсем. Обычно эта область располагается в центре, но большинство зеркальных фотоаппаратов смещают ее вместе с выбором зоны фокусировки (необходимо это проверить, почитав инструкцию к вашему фотоаппарату). Точечный замер в руках профессионала является самым мощным типом измерения экспозиции, помогающим избежать ошибок экспонирования практически в любой ситуации. Например, при съемке в театре, когда актер ярко освещен, а остальная часть сцены и зал находятся во мраке, использование точечного замера позволяет правильно проэкспонировать объект съемки корректно, проигнорировав общую темную тональность. Режим хорошо применим и в обратной ситуации - съемке тёмных объектов на светлом фоне.

Режим точечного замера удобно использовать с кнопкой блокировки экспозиции, если объект съемки находится не по центру. Фотографы действуют следующим образом: наводят центральной точкой на объект съемки, например, невесту в свадебном платье, при этом камера меряет экспозицию по платью, затем зажимается кнопка блокировки экспозиции (обычно она маркируется символом звёздочки, или AE-L), и, без отпускания этой кнопки, фотограф компонует кадр, и спускает затвор. Экспозиция при этом остается той же, какую «запомнила» камера при нажатии на кнопку AE-L.

Частичный замер.
Этот режим очень похож на режим точечного замера. Разница состоит в том, что частичный режим имеет по сравнению с точечным большую область замера экспозиции. Размер области варьируется от камеры к камере, и составляет 10-15% от всей площади кадра. Стоит отметить, что в некоторых камерах режим частичного замера представлен как точечный с регулируемым размером области, в которой измеряется экспозиция.

Найдите время, и поэкспериментируйте со всем вариантами измерения экспозиции, которые есть в вашей камере, чтобы получить полный контроль над кадром. Точечный и частичный замер просто необходимы, когда перепады яркости сцены очень велики (большой тональный диапазон). Центрально-взвешенный и матричный режимы более универсальные, и позволяют оценивать экспозицию сцены в большинстве случаев. Удачных вам кадров!
16.06.15